Карбонатный щебень для строительства дорог

Карбонатный щебень для строительства дорог

Карбонатный щебень или просто известняк это материал, получаемый путем отсева дробленых остатков карбонатных пород. Он широко применяется в строительстве, но для строительства автомобильных дорог менее востребован, т.к. обладает значительно меньшей прочностью в сравнении с щебнем твёрдых пород. Есть ряд регионов РФ, где щебень твёрдых пород присутствует в небольших количествах и его приходится завозить из других регионов, что значительно увеличивает стоимость строительства, но при этом эти регионы имеют значительное количество карбонатного щебня. Так к примеру Республика Татарстан имеет значительный дефицит щебня твёрдых пород и его приходится завозить в основном с Урала, что достаточно дорого - до 1500 рублей за тонну щебня. В то же время в Татарстане добывают только карбонатный или известняковый щебень для дорог, который не годится для укладки дорог из-за низкой прочности, а также слабой водо- и морозостойкости. Если заложить такой материал в основу дорог, то от перепадов температур они быстро разрушатся.

Помочь снизить затраты Республики Татарстан на дорожное строительство решила Мария Соловьёва, аспирант КГАСУ, победитель конкурса в номинации «Старт инноваций». Для этого она предложила восполнить отсутствие в республике природных запасов высокопрочного щебня.

Мария Соловьёва нашла способ укрепить татарстанский щебень и сократить затраты на закупку этого материала на 30%. Для этого учёная предложила пропитать его серой, назвав новый материал серощебнем. Он обойдётся дешевле привозного, но будет в 2-2,5 раза прочнее обычного известнякового щебня, почти таким, как гранит. При этом его морозостойкость увеличится в 2,5-3 раза, а водостойкость – втрое. К тому же, такой способ позволит решить проблему утилизации серы как отхода нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий.

В случае с переработкой карбонатного щебня можно использовать мобильную установку, которую легко доставить прямо к карьеру, где добывают щебень. Исследованиями Марии Соловьёвой уже заинтересовался химзавод в Менделеевске. На сегодняшний день завершены лабораторные испытания и уже сейчас можно создать опытно-промышленную партию, из которой можно построить участок дороги, чтобы проверить, выдержит ли он климат в Республике Татарстан.

Кстати, пропитки для щебня в РФ использовали и раньше. Но ноу-хау казанской исследовательницы не только в том, что для пропитки она решила использовать серу, но и в том, что она предложила применить полученный материал именно в дорожном строительстве.


Возврат к списку