Проблемы российских автодорог
Уже давно ни для кого не секрет, что качество российских автомобильных дорог находится в аварийном состоянии. Специалисты считают, что главная причина критического состояния российских дорог – не уровень финансирования, а неэффективное использование денежных средств и устаревшая технологическая основа строительства дорог с покрытием из асфальтобетона, не учитывающая климатические условия России.
В настоящее время в стране продолжается ошибочная техническая политика в области строительства автомобильных дорог, базирующаяся на кажущейся выгоде и простоте строительства дорожных покрытий из асфальтобетона. Бросовые, низкие цены на нефть и, соответственно, битум в 70-е годы прошлого столетия сделали покрытие из асфальтобетона основой технической политики в строительстве автомобильных дорог и, практически, похоронили цементобетонные покрытия, доля которых в сети дорог сегодня не превышает 1,4%.
Асфальтобетон – главный материал для дорожного строительства в России – радикально уступает современному цементобетону по всем показателям:
– по прочности и способности нести большие нагрузки;
– по водо- и морозостойкости;
– по истираемости;
– по долговечности;
– по технологичности (плиты из асфальтобетона не производят в связи с низкой прочностью материала);
– по стойкости против образования «колейности» на трассах;
– по ремонтопригодности.
Переход на технологию цементобетонных жёстких покрытий дорог не только решает проблему радикального повышения грузоподъёмности и долговечности автотрасс, но и может позволить значительно уменьшить объёмы не только песка и щебня, но и дефицитного битума, применяемого в России для строительства автодорог, тем более, по оценкам специалистов, битума в стране (кстати, дорожающего вместе с нефтью) хватит в лучшем случае на 20-25 лет, а цементного сырья хватит на тысячи лет.
Развитие сети автомобильных дорог России предусматривает несколько федеральных программ, начиная с 2002г. Программы, как правило, в планируемом объёме не выполняются, реально протяжённость автомобильных дорог в стране практически не растёт, и причина всегда одна, – выделенные средства уходят на бесконечный ремонт дорог с асфальтобетонным покрытием.